/

26 января 2017 г.

~  Уфа туристическая — «новый магазин с пустыми прилавками»  ~


По данным Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму, в период новогодних праздников на территории Башкирии находились более 110 тыс. жителей из других регионов. Глава Башкирии Рустэм Хамитов расценил данный результат как несомненный успех: «В эти новогодние праздники нас посетили 110 тыс. человек, в прошлом году было 44 тысячи. Это прорыв. Мы догнали Казань». Между тем, как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, санатории, дома отдыха и горнолыжные центры были заполнены достаточно хорошо, но отели и гостиницы в Уфе стояли полупустыми.

Башкирия, Татария и Ярославская область с показателем в 110 тысяч человек поделили пятое-седьмое места в топ-10 городов и регионов России по внутреннему туризму в новогодние праздники 2017 года, пропустив вперёд себя Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Больше всего в Башкирию приехало гостей из Удмуртии, Татарии, Дагестана, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Тамбовской областей, но были и граждане других государств — Германии, Индии, Китая. По данным госкомитета, 40 тыс. человек посетили горнолыжные курорты, входящие в кластер «Легенда Урала» — это «Банное», «Абзаково» и «Мраткино», в отелях, на базах отдыха остановились более 20 тыс. человек, санатории приняли за праздники более 15 тыс. гостей. По маршрутам туроператоров прошли менее 1 тыс. человек, а национальные парки посетило более 1 тыс. человек.

Эксперты затрудняются дать оценку, насколько велики показатели Башкирии по сравнению с показателями других регионов страны. «Горнолыжный курорт «Абзаково» с показателем в 12 тыс. человек замкнул Топ-10 самых популярных курортов России в новогодние праздники 2017 года по данным агентства ТурСтат, — отметили в экспертном сообществе LogoMarkt. — При этом на курорты соседней Челябинской области прибыло 180 тыс., на курорт Шерегеш Кемеровской области 140 тыс. отдыхающих». Во все вместе взятые природные парки Башкирии приехало и пришло около тысячи человек, в Горный парк «Рускеала» в Карелии, ставший самым популярным Национальным природным парком в России в новогодние праздники 2017 года, — 15 тыс. посетителей.

Самые дотошные жители республики видят в приведенных данных некоторое несоответствие. «Если на территории Башкирии в эти находились 110 тыс. жителей других регионов, это еще не значит, что все они являлись туристами, — горячится общественник Михаил Еленин. — Откуда взялась цифра в 40 тыс. человек для «Банного», «Абзаково» и «Мраткино», если в самом крупном из них, «Абзаково», побывало всего 12 тысяч?»

Политолог, преподаватель Башкирской академии государственной службы и управления при главе РБ Сергей Лаврентьев находит цифру в 40 тысяч достаточно обоснованной: «За долгие новогодние каникулы некоторые любители горных лыж могли заехать на один и тот же курорт дважды». По оценке эксперта, здравницы, турбазы и дома отдыха республики были заполнены, свободных мест практически не было. «Показатель в тысячу посетителей для природных парков республики весьма неплох, учитывая снегопады и другие превратности погоды. Более весомый успех парка в Карелии объясняется близостью Санкт-Петербурга».

При наполненности курортов в уфимских отелях и гостиницах увеличения отдыхающих по сравнению с прошлым годом не наблюдалось. Однако в отелях Уфы заметили наплыв туристов из единственного российского города — Екатеринбурга. «Средняя заполняемость крупных гостиниц в новогодние каникулы составила около 20%, отметил доцент кафедры туризма УГНТУ Константин Кузьминых. — В средних и мелких, за счет более низкой цены на проживание, загрузка была чуть выше — 30%».

Пустые отели Уфы объясняются отсутствием в Уфе действительно интересных мест. «В Уфе нечего смотреть, и негде туснуть, — эмоционально утверждает музыкант Илья Тавлияров. — Посмотрите на Казань, там только в Казанский кремль за новогодние каникулы сходило почти 100 тыс. человек, а куда можно пойти в Уфе? В Уфе нет своей улицы Баумана, как в Казани, или Арбата, как в Москве, в Уфе мало где можно быстро, вкусно и относительно недорого поесть, почти негде купить действительно оригинальные сувениры, нет современных многотысячных концертных площадок, нет хорошо отреставрированного исторического центра, даже Цирк дю Солей сюда не привезти, подходящего здания нет!»

По мнению уфимца, «Уфа, да и вся Башкирия напоминает новый магазин с пустыми прилавками, в котором стоит нахальная продавщица и посылает куда подальше всех посетителей». Чтобы переломить ситуацию, в Уфе нужно начать делать то, чего раньше не делали. «Не было в Уфе своего симфонического оркестра, и мало кто слушал у нас симфоническую музыку, мало кто из исполнителей к нам приезжал, — напомнил музыкант. — Появился свой оркестр, и что-то зашевелилось, появились слушатели. Провели первую Симфоническую ночь, последовали и другие, на неё теперь выделяются деньги из федерального бюджета. Построили Уфа-Арену, пошло развитие хоккея, стали проводиться интересные спортивные мероприятия, на которые уже приезжают туристы.

Однако приказами ничего не добиться. «Прежде чем организовывать пешеходную улицу, надо отреставрировать исторические дома, разместить в них кафе, сувенирные лавки, маленькие музеи, — поделился соображениями собеседник ИА REGNUM. — Прежде чем развивать природный и медовый туризм, а также эко‑ и этнотуризм, нужно обеспечить инфраструктуру, проложить дороги, разработать своеобразную идеологию, интересную не только её создателям. Без сотрудничества государства и серьезного бизнеса в этом деле не обойтись, а когда возникнет новый вектор, подтянутся индивидуальные предприниматели, начнут заполнять оставшиеся ниши».

Наиболее неоднозначную оценку получил проект «Башкортостан новогодний, удивительный-2017». В декабре 2016 года уфимский Фонд развития городских проектов выиграл два конкурса Госкомитета по предпринимательству и туризму Башкирии на разработку, производство и продвижение проекта «Башкортостан новогодний, удивительный-2017», сообщал «Коммерсантъ в Уфе». Общая цена контрактов составила 5,72 млн рублей. По условиям тендера, промоутер должен был создать брендбук с основной концепцией проекта, разработать его логотип, слоган, дизайн новогодних открыток, сувениров и подарков, продумать символику проекта для метробусов и экскурсионных автобусов. Также ему было заказано изготовление 100 афиш, контекстной рекламы в соцсетях и поисковых системах, изготовление аудиороликов, джинглов, видеороликов и 40 рекламных баннеров. В стоимость контракта также включена организация выступлений актеров в новогодних шоу с 1 по 8 января в «Парке Ватан», разработка трех вариантов проекционного шоу продолжительностью от 60 до 90 минут, сценария для новогодних представлений и маршрута трехчасовой экскурсии по Уфе. Непосредственно на строительство ледового городка в парке «Ватан» у Конгресс-холла выделили ещё 7,5 млн рублей.

Как сообщало ИА REGNUM, главная гостевая юрта Деда Мороза в этом году была расположена в Уфе. Также юрты организованы в Центре параолимпийского спорта в селе Мишкино, ГК «Уязы-Тау» в Октябрьском, в селе Кирябинское Учалинского района и около подножья горы Тратау в Ишимбайском районе. По подсчетам Фонда городских проектов и Госкомитета по предпринимательству и туризму, главную республиканскую елку на Конгресс-холле посетило около 115 тыс. человек, вместе с тем вся инфраструктура была рассчитана на 300 тысяч. Юрты в Ишимбае, Мишкино, Октябрьском и Учалах посетило 6 тыс., 3 тыс., 837 и 600 человек соответственно.

Главная ёлка республики стояла на дне Уфимского амфитеатра, ранее именуемом Черкалихиным оврагом, по неудобной лестнице 20% потенциальных посетителей просто не смогли спуститься вниз, к ледовому городку. Уфимцы жаловались на отсутствие удобных и безопасных горок, недостаточную иллюминацию, непрофессионализм аниматоров.

Экономист Константин Кузьминых видит причину относительной неудачности проекта в недостаточной консолидации с представителями инфраструктуры туризма и сервиса, которая выразилась в отсутствии работы по продвижению проекта, например, в столичных отелях. «Можно было распространить на стойках регистрации гостей фирменные приглашения «на ёлку», — предположил эксперт. — В свою очередь, организаторы ограничились предложением к отельерам по участию в проекте, собрав список предложенных мероприятий, проводимых объектами гостиничного бизнеса, даже не направив представителей от организаторов на новогодние мероприятия».

Так же слабым было и продвижение проекта. В интернете о проекте нет почти никакой информации. С 21 по 26 декабря велась агрессивная реклама, после чего произошел резкий спад, хотя мероприятия длятся до конца января. «Нет роликов, интересного контента, который бы показывал всю суть и красоту новогодней Башкирии», — выразил сожаление Кузьминых.

По утверждениям местных СМИ, организаторы проекта остались довольны своими достижениями. Планируется, что в следующем году концепция пяти юрт с центральной резиденцией в Уфе в парке «Ватан» сохранится.

Источник: Regnum